10.12.2010

Магазины-одиночки

Трафик в специализированных магазинах, торгующих одной группой товаров — чаем, рыбой или алкоголем, — в 15 раз ниже, чем в сопоставимых по площади точках с универсальным ассортиментом. Зато доля лояльных покупателей достигает 90%. fish.jpg

Основную угрозу для таких проектов представляет сезонность спроса и гипермаркеты с широчайшим ассортиментом.
Вместо того чтобы платить за вход в розницу, некоторые производители и дистрибьюторы стали сами создавать специализированные сети. Например, мясокомбинат «Мортадель» в 1998 году открыл одноименные магазины, торгующие только мясом. По словам владельца мясокомбината Николая Агурбаша, при рентабельности производства 6–7% на выплаты бонусов и входных билетов приходилось около 10% от оборота.
Оптовая компания «Товарищество чаеторговцев» открыла сеть «Унция», производитель шоколада «Конфаэль» — сеть одноименных бутиков. Ростовский дистрибьютор и производитель алкоголя «Регата» создал сеть алкомаркетов «1000 и 1 бутылка».
Дистрибьютор свежемороженой рыбы и переработчик рыбы Talex — сеть «Океан».
Фирменные магазины служат дополнительной рекламой и гарантируют сбыт, отмечают владельцы таких сетей.
— Специализированная розница позволяет нам предложить практически весь ассортимент своей алкогольной продукции, который невозможно представить в обычном магазине, — отмечает Андрей Лысенко, руководитель розничного бизнеснаправления ГК «Регата» (сеть «1000 и 1 бутылка»).
— Основное конкурентное преимущество мономагазинов по сравнению с гипермаркетами или магазинами «у дома» — это ассортимент, а не цены, поэтому им нет необходимости бороться с традиционными форматами снижением цены, и трафик генерируется  покупательской лояльностью, а не товарами-индикаторами, — говорит Елена Комкова, партнер компании Retail Training Group.
Например, в каждой торговой точке «Унции» продается около 200 сортов чая,  большинство из которых закупается эксклюзивно на индийских и цейлонских аукционах.
Около 70% ассортимента — уникальные позиции, которые нигде больше купить нельзя.
Глубокий ассортимент, ограниченный одной товарной группой, обычно дополняют  сопутствующие товары.
В магазинах «Океан» основной ассортимент дополняют напитки (алкогольные и безалкогольные), свежемороженые овощи, специи, бакалея. В чайных  магазинах «Унция», по данным «СуперСделки», до 30% ассортимента приходится на посуду и сладости, которые приносят до 40% выручки

Рыбное место
Идея возродить советские рыбные магазины «Океан» появилась в Росрыболовстве в начале 2009 года. Тогда региональным отделениям ведомства было поручено всячески поддерживать предпринимателей, желающих развивать этот формат магазинов. По словам руководителя прессслужбы Росрыболовства Александра Савельева, сегодня под вывеской «Океан» работает 67 рыбных магазинов в 32 регионах России. По расчетам ведомства, к 2012 году в 47 регионах должно открыться 250 «Океанов».
— Открыть магазин может любой предприниматель, основное условие — наличие собственного или арендованного помещения для торговли, — говорит Александр Савельев. — Предприниматель направляет свою заявку в региональное отделение потребительского рынка и получает разрешение на ведение бизнеса.
Мы, в свою очередь, предоставляем ему бренд, контакты промысловых предприятий, чтобы ритейлер работал напрямую с производителями. Если в Санкт-Петербурге развитием проекта заинтересовались крупные компании, то в менее крупных городах — Таганроге, Зеленограде — «Океаны» открывают предприятия малого бизнеса. Например, предпринимательница из Зеленограда Наталья Сушун в 2009 году открыла свой рыбный магазин площадью 240 м2, сегодня в нем представлено около 500 наименований мороженой и свежей рыбы. В Москве ведомство обещало открыть первый «Океан» весной этого года, но пока не может договориться с властями столицы о предоставлении помещений под торговлю.

«ОКЕАН» ОТ TALEX
Владелец: Talex
Кол-во магазинов: 1
Торговая площадь: 250 м2
Ассортимент: 1500 SKU
Средний чек: 200 руб.
Посещаемость: 300–700 человек в день
Штат: до 15 человек
Дневная выручка: 50–90 тыс. руб. в день
kryg.gif

В 2010 году развитием проекта рыбных магазинов «Океан» занялась датская рыбопромышленная группа Talex. Около 80% ассортимента магазина приходится на пять основных товарных групп: свежемороженая рыба, охлажденная и живая рыба, продукты глубокой переработки, рыбные консервы, вяленая рыба и рыбные снеки.
Магазин разместился на площадях, арендованных у администрации Санкт-Петербурга, объем вложений в реконструкцию и оснащение составил около 5 млн руб., срок окупаемости — 5–7 лет. До конца 2010 года компания планирует открыть еще три магазина в Санкт-Петербурге, уже на больших площадях — от 500 м2. А в 2011 году Talex рассчитывает выйти в другие регионы — Москву и Московскую область, Воронеж, Ростов-на-Дону, Ярославль. Кроме того, летом прошлого года Talex открыла автолавку «Полюс», в которой представлен расширенный ассортимент свежемороженой рыбы и морепродуктов.
По словам директора розничного направления Talex Тамары Сваринской, этот проект продолжит развитие исключительно в формате мелкорозничной торговли. Компания ведет переговоры по вхождению этой сети в адресную программу размещения торговых объектов в Санкт-Петербурге, а также о продвижении малых торговых точек под вывеской «Океан». Конкурировать «Полюс» и «Океан» между собой не будут, считает Сваринская: у торговых точек разные территории охвата, целевые группы, кроме того, «Полюс» охватывает только одну из товарных групп «Океана» — свежемороженую рыбу.
Трафик в специализированных магазинах составляет только 5–6% от средней посещаемости сопоставимых по площади магазинов с универсальным ассортиментом. Однако за счет высокого сервиса и глубокого ассортимента доля лояльных клиентов у монокатегорийных магазинов может достигать 90%. При грамотном сервисе и хорошем качестве продукции сети могут работать со средней наценкой 120%. Так как формат монокатегорийных магазинов предусматривает эксклюзивность, то большинство из них работает в сегменте выше среднего. Например, средний чек в «Конфаэль» равен 1000–1500 руб., в «Унции» — 490 руб. Плановая доходность с 1 м2 составляет $500–1000 в месяц. Выручка на 1 сотрудника равна $3000. Для сравнения: у «Магнита» выручка с 1 м2 в 2009 годусоставила 161 тыс. руб. (13,4 тыс. руб. в месяц).

Газета "Мое дело"
Полный текст статьи смотрите по ссылке: http://www.moyo-delo.ru/index.php/ru/component/k2/item/34-magazinyi-odnogruppniki.html


Возврат к списку