25.04.2012

Рыба в ассортименте

Каким образом большинство жителей мегаполиса делают покупки? Заезжают в ближайший гипермаркет и приобретают в нем продукты на неделю вперед. Там же  покупается и рыба, причем иногда не очень качественная, ведь при получении такого большого спектра товаров, как в крупных сетях, просто невозможно внимательно изучить каждый в отдельности рыбный продукт. Отсюда «подмоченная» репутация рыбных лакомств в глазах потребителя, наткнувшегося на несвежий товар, а самое главное – подпорченный имидж места ее покупки. Однако есть магазины, которые гарантируют покупателям высокое качество продаваемой в них рыбы – например, петербуржская розничная сеть «Океан».

Об «Океанах» на берегах Невы рассказывает генеральный директор ООО «Талекс-ритейл» Тамара Сваринская.

– Тамара Юрьевна, расскажите о структуре Вашего холдинга.

– Группа компаний Talex вот уже 20 лет занимается дистрибуцией рыбы и морепродуктов. Это наше базовое направление. Помимо него, последние 10 лет мы развиваем еще и смежные сферы деятельности в целях формирования вертикально интегрированного холдинга. В частности, у нас есть собственные складские терминалы, рыбоперерабатывающий завод, а с 2009 года мы развиваем собственную розничную сеть. Помимо этого, в прошлом году группа Talex совместно с давними стратегическими партнерами, занимающимися выращиванием свиней, начала строить в Воронеже мясоперерабатывающий завод. В целом, холдинг активно развивается и расширяет сферы деятельности.

– Какие виды рыбной продукции производит группа Talex?

– Переработкой рыбы и морепродуктов мы начали заниматься в 2003 году, однако в силу ряда причин в 2006 году производство пришлось временно приостановить. В 2008 году завод был запущен заново с новыми технологиями, новым оборудованием и под новым названием – Deep Water . Сейчас там производится, в первую очередь, свежемороженое рыбное филе, в том числе и под торговой маркой «Регата» – качественное филе для покупателей со средним доходом. Также мы  изготавливаем премиальную продукцию под маркой Talex Seafood – это замороженные фасованные в потребительскую упаковку морепродукты без использования химикатов и с минимальным слоем глазури.

– Как появилась идея создания сети рыбных магазинов?

– Открытие магазинов «Океан» изначально было связано с потребностью обеспечить компанию дополнительным каналом сбыта собственной продукции. Для нас важным было не ограничиваться оптовыми поставками в розничные сети, и мы поставили перед собой амбициозную задачу – возрождение культуры потребления рыбы в России на технологически новом уровне – и на сегодняшний день работаем над ее реализацией.

– Сейчас Вы  распространяете свою продукцию только через фирменные магазины сети «Океан»?

– Безусловно, мы используем для реализации нашей продукции собственные торговые площадки, но также сотрудничаем с крупными ритейлерами Санкт-Петербурга и Москвы.  

– Чем принципиально отличается реализация рыбной продукции в специализированных магазинах от продаж через сети?

– В первую очередь, надо понимать, что рыба – очень специфический продукт, требующий особых условий хранения и выкладки. Кроме того, если говорить об охлажденной продукции, важно поддерживать ее качество в течение дня на прилавке, например, опрыскивать товар водой.

Также необходимо учитывать, что поставки рыбы носят сезонный характер и полностью зависят от вылова, поэтому ассортимент свежей рыбы в магазинах постоянно меняется. Более того, система поставок сейчас такова, что крупные дистрибьюторы аккумулируют большую часть рынка – они закупают рыбу в местах вылова и распространяют ее по розничным сетям.

Свежая рыба хранится очень недолго – до двух недель – и традиционный ритейл, как правило, покупает ее на последних днях сроков годности. Поэтому в крупных гипермаркетах часто можно встретить недоброкачественную продукцию: досконально поставки не проверяются, и на полки могут попасть некачественные экземпляры продукции.

Сеть магазинов «ОКЕАН» на первый план ставит качество и свежесть продукции. Наши специалисты закупают в рыбу маленьких количествах, чтобы сохранить ее свежесть, тщательно проверяют на этапе приемки. Мы работаем только с проверенными поставщиками и крупными рыбоперерабатывающими заводами, которые имеют все ветеринарные свидетельства на товар. Все это гарантирует качество и свежесть продукции.

Сейчас основная трудность работы с потребителем заключается в том, что многие из них уверены: везде продается тухлая рыба, ведь в гипермаркетах, к сожалению, это действительно часто случается. Поэтому люди боятся покупать свежую рыбу, предпочитая приобретать мясо. Россию порой называют страной мясоедов, так как уровень потребления мяса на душу населения в 3 раза выше уровня потребления рыбы.  Развивать у покупателей культуру потребления и доверие к фирменным магазинам по продаже рыбы – достаточно серьезная и трудоемкая работа.

– То есть у потребителя еще пока не сформировалось доверие к специализированным магазинам?

– Дело даже не в этом. Проблема в том, что в условиях нехватки времени, которые являются вечной проблемой современных мегаполисов, потребитель голосует за тот магазин, в котором он сможет купить все и сразу. В наших торговых точках, конечно, есть определенный набор сопутствующих к рыбе товаров, но полный ассортимент, который представлен в гипермаркетах, мы, конечно, не обеспечиваем.

Второй аспект – отсутствие информации. На данный момент у нас четыре торговых точки, среди которых два полноформатных магазина. Жители районов, в которых находятся наши розничные отделы, знают о них, но на данный момент мы не считаем целесообразным рекламировать их на весь город, концентрируемся на локальном продвижении бренда, поэтому о нас знают пока не все.

– Какие задачи ставит перед собой «Океан»?

– Наша миссия – сформировать культуру потребления рыбы как таковую. Сейчас она в России находится на стадии становления: большинство наших соотечественников пока предпочитают мясо, считая его более вкусным. Пропорция потребительского спроса сегодня 3:1 в пользу мяса, хотя все знают, что рыба полезнее. Зачастую люди боятся покупать свежую рыбу не только потому, что боятся попасть на несвежий продукт, но и потому, что не знают, как ее разделывать. Мы эту проблему решаем: покупатель выбирает рыбку, проверяя ее на свежесть традиционными способами, т. е. по ровной чешуе, красным жабрам, блестящим глазам. После этого продавцы чистят и разделывают выбранную покупателем тушку на порционные куски, филе по желанию, а также могут дать советы по приготовлению и рассказать о выбранной рыбе все. Благодаря всему этому, база наших постоянных клиентов растет, доверяя магазинам «ОКЕАН» – профессионалам рыбного дела.

– Многие фирменные рыбные магазины славятся аквариумами с живой рыбой или, например, раками. Все это можно выловить прямо на глазах у потребителя и продать ему. Пользуется ли спросом данная категория товаров?

– Живая рыба – продукт очень специфический. Конечно, вылов и разделка на глазах потребителя гарантирует свежесть товара, но очень многих смущает процесс усыпления и разделки. Для нас живая рыба – скорее, имиджевая категория: она представлена, но ее мало покупают, предпочитая ей охлажденную рыбу.

– Какой ассортимент продукции представлен в ваших магазинах?

– В целом, это рыба и сопутствующие товары к рыбе – более 1 500 позиций. Особый акцент мы делаем на охлажденной и свежемороженой рыбе, последняя – тоже свежая, только она заморожена на пике свежести. Так же в наших магазинах продается большой ассортимент продуктов глубокой переработки: пресервы, консервы, копченая, соленая и вяленая рыба, икра, рыбные деликатесы и снеки. Планируем развивать направление рыбной кулинарии.

– А какие сопутствующие товары можно найти в «Океанах»?

– Мы продаем то, что может помочь, облегчить либо дополнить приготовление основного товара. У нас есть хлебобулочные изделия, бакалея, соусы, приправы, гарниры, алкогольные напитки, с которыми рыба неплохо сочетается, сопутствующие товары в прикассовой зоне. Так же в наших магазинах представлен ассортимент непродовольственных товаров: посуда – соусницы, селедочницы, бумага для запекания – все, что может помочь приготовить и оформить рыбный стол.

– Кто является Вашими поставщиками?

– Во-первых, мы работаем с нашим внутренним партнером, который в рамках холдинга Talex занимается оптовыми поставками рыбы и морепродуктов. По охлажденной рыбе мы сотрудничаем с несколькими крупными дистрибьюторами, по глубокой переработке работаем как с крупнейшими перерабатывающими российскими и зарубежными заводами – «РОК1», «Балтийский берег», «Санта Бремор» – так и с мелкооптовыми поставщиками. Последним ввиду небольших объемов поставок не пробиться в сеть, но они представляют интересный и вкусный продукт. Например, в наших магазинах есть такие необычные для российского рынка морепродукты, как маринованные миноги. Кроме того, недавно мы начали работать с поставщиками рыбы, перерабатываемой по финским технологиям. Теперь в наших магазинах продается рыба, по вкусу и качеству не отличающаяся от той, за которой петербуржцы специально ездят в Финляндию.  

– Какая рыбная продукция сегодня пользуется у потребителя наибольшим спросом?

– Мы открывали магазин для предоставления потребителям рыбы как сырья для приготовления различных блюд, поэтому в наших торговых точках наиболее востребованными категориями являются замороженная и свежая продукции.

– Что из рыбной продукции глубокой переработки россияне покупают чаще всего?

– Ассортимент данных видов изделий достаточно велик, поэтому выделить какую-то одну группу довольно тяжело. Однако могу сказать, что наиболее часто покупают копченую рыбу: скумбрию, горбушу, треску. Так же большим спросом пользуются пресервы из сельди.

– «Океан» – довольно удачное название для рыбного магазина. Наверняка оно приходило в голову многим желающим открыть розничную сеть по продаже рыбы.

– Это большая проблема. Сейчас, действительно, любой магазин может торговать продукцией под торговой маркой «Океан». Однако, на мой взгляд, такое название предполагает определенное качество продукции. К сожалению, иногда недобросовестные конкуренты выходят на рынок под таким названием, и они могут оказать негативное влияние на наш имидж. Мы были не первым «Океаном»: первым открылся магазин с таким названием на Комендантском проспекте под управлением другой компании. Однако через несколько месяцев он закрылся, оставив за собой непогашенный долг поставщикам и подпорченную репутацию торговой марки в глазах потребителей. И нам пришлось еще бороться за имидж, так как наши магазины к тому «Океану» отношения не имеют.

– Но ведь можно зарегистрировать эту марку, чтобы не было поползновений со стороны недобросовестных конкурентов?

– Сейчас мы этим занимаемся – регистрируем наш товарный знак в определенном стилистическом оформлении и надеемся, что вскоре преодолеем все трудности, связанные с регистрацией товарного знака. Федеральное агентство по рыболовству заявляет, что само является правообладателем товарного знака ОКЕАН, однако сейчас эта информация уточняется.

– Поддерживается ли Ваши магазины государством, в частности, администрацией Санкт-Петербурга?

– Пока финансовой поддержки нет, но мы ведем об этом переговоры с городскими властями. Содействие администрации города и районов на данный момент, скорее, выражается в том, что ее представители присутствуют на открытии магазинов, поэтому данные события освещаются в прессе и к нам идет покупатель.  

Также при поддержке администрации города в конце весны – начале лета будут запущены пять автолавок «Океан» в различных районах города. Они будут специализироваться на продажах замороженной рыбы по оптовой цене.

– Часто ли Вы забраковываете продукцию при поставках?

– Если говорить о свежей рыбе, то она забраковывается достаточно часто – как минимум в каждой третьей поставке часть продукции при приемке товара возвращается поставщику. Чаще всего забраковывается именно охлажденная рыба.  

– Каковы критерии оценки качества продукции в ваших фирменных магазинах?  

– Надо понимать, что в нашем городе может быть только очень ограниченный ассортимент действительно свежей рыбы, которая никогда не была размороженной. Например, минтай в силу того, что ловится на Дальнем Востоке и везется сюда в течение двух недель, никак не может быть свежим и дешевым, хотя иногда на прилавках Петербурга такие «чудеса» встречаются, необходимо понимать, что, как правило, это минтай, который просто разморожен и выдан за охлажденный. Мы не торгуем некачественной или дефростированной продукцией.

У нас очень серьезный контроль. Рыба – наше все. Поставки в нашу розницу идут малыми партиями, но каждый день. И каждую рыбину ответственный продавец непосредственно проверяет по внешним признакам качества и на запах. Так же мы внимательно проверяем документацию на продукцию, которая должна быть в полном объеме.

У продуктов глубокой переработки, которые привозят наши поставщики, мы контролируем сроки годности, документацию, а также просим партнеров предоставлять нам дегустационные образцы, чтобы мы могли убедиться, что его продукция вкусная и качественная.

Тем не менее, случаи возврата покупателем товара крайне редки, но бывают.  Мы в таких ситуациях возвращаем деньги и разбираемся с поставщиком.

– С поставщиком? То есть за условия хранения в магазинах Вы отвечаете?

– Да. В наших магазинах используются качественные холодильные и морозильные камеры европейского производства, а ответственные продавцы четко контролируют температурные режимы оборудования и торгового зала.    

– Поставщики сами на Вас выходят?

– Сейчас это обоюдный процесс. Мы всегда рады новым поставщикам, которые выходят с нами на связь – особенно если они предлагают интересный ассортимент. И наши менеджеры тоже активно следят за появлением новых компаний, перспективных для сотрудничества.

– Расскажите о фирменном стиле Ваших магазинов. Какие средства продвижения рыбной продукции Вы используете?

– Наши два магазина имеют разное оформление. Точка, которая была открыта первой, имеет довольно витиеватое оформление. Вторая, открытая позже, выглядит более современно.

На мой взгляд, при дизайне торговой точки важны красивая навигация внутри магазина, выкладка, оформление полок с товарами дня. Я против рыболовных сетей, которые любят вешать на стены в рыбных торговых точках.

– Собирается ли «Талекс-ритейл» расширять географию магазинов «Океан»?

– У нас магазины пока только в Петербурге, хотя, возможно, в перспективе мы будем выходить на Москву.

На самый же ближайший период в наши планы входит открытие сети автолавок. Пока до конца не согласованы места их размещения, поэтому мы не запускаем рекламу. Как только этот вопрос урегулируем, будем информировать потребителя через печатные издания, возможно, через рекламу в метро. Так как это будет уже массовый забег, реклама должна будет охватывать весь город.

– Можно ли в целом сказать, что за специализированными магазинами рыбы и рыбной продукции – будущее?

– Да, я в этом уверена.

Журнал "Рыбная сфера": http://www.sfera.fm/kompaniistrategiya/elena-maksimova.html

Возврат к списку